Эксперты компании Веборама проанализировали поведение в Интернете 1 млн самых активных пользователей России и выяснили, как менялись их интересы за последние пять месяцев. Исследование проводилось с использованием технологий семантического анализа и собственной таксономии Weborama. Представители компании поделились с Sostav основными выводами работы.
Рост интереса к эмиграции и отечественным автомобилям
Результаты исследования показали, что шоковый период, когда интересы большинства пользователей в онлайн-пространстве резко изменились, длился около месяца, с конца февраля по конец марта. Затем произошла адаптация людей к ситуации, уменьшение резких колебаний интересов и выход на некое плато, а с начала мая картина интересов частично стала возвращаться к февралю. Таким образом, на основе графиков изменения интересов были выделены четыре основных анализируемых этапа: докризисный, шоковый, плато и постплато.
Увеличение доли интереса к переезду в другие страны — более чем на 40% — является одним из наиболее выраженных среди растущих интересов. Это подтверждает и официальная статистика: в январе-марте 2022 г. за границу выехало 3,88 млн граждан России, что на 46% выше, чем в 2021 г. При этом интерес к переселению в другие страны в докризисный период был высоким только в Москве и Санкт-Петербурге, но в марте он резко вырос до уровня Москвы во всех региональных городах России.
Повышение интереса к управлению личными финансами на 35%, так как пользователи стремятся сохранить свои сбережения и активно интересуются изменениями в сфере сберегательных банковских услуг. Эта тенденция просматривается и на рынке рекламы: категория финансовых услуг входит в пятерку лидеров по затратам на рекламу. При этом интерес к скидкам, распродажам и рассрочкам увеличился почти на 37%, что также свидетельствует о желании пользователей сэкономить и искать выгодные инвестиции. В то же время интерес к различным видам дорогих товаров (ювелирные изделия, кухонная техника и т. д.), наоборот, в марте и апреле временно снизился.
Стоит отметить, что интерес к финансам продолжает быстро расти в период после плато, в то время как интерес к релокации несколько снизился.
Высокий рост интереса к онлайн-сервисам — на 52% — связан с тем, что многие пользователи лишились подписки на различные зарубежные сервисы в связи с уходом компаний с российского рынка и изучают онлайн-информацию об аналогах.
Кроме того, наблюдается сильный рост интереса к сегменту отечественных автомобилей – на 50%. Несмотря на кризисную ситуацию в отрасли и общий спад продаж (на 78% по данным Автостата), люди активно изучают информацию о российских марках автомобилей в сети, и Lada лидирует по объемам продаж с февраля по май.
Временный спад интереса к отдыху и экологии
В период с конца февраля по конец апреля произошло резкое снижение ряда интересов, в основном в сфере развлечений и отдыха. При этом в мае большинство из них начали разворот роста, компенсируя падение и возвращаясь к докризисным уровням.
Рассмотрим, в каких областях было зафиксировано наибольшее падение. Значительное снижение произошло в группе экологических интересов: к теме экологии и природы — на 34% в период плато, к питанию растений — на 19%. Забота об окружающей среде – это, прежде всего, забота о будущем, а в кризисные времена люди сосредоточены на текущих проблемах, а экологические вопросы уходят на второй план. Важно отметить, что в мае интерес к экологии вновь возрос, вероятно, на фоне новостей о крупных лесных пожарах.
Кроме того, произошло снижение интереса к различным видам досуга, в частности интерес к теме фитнеса снизился почти на 33%. Это подтверждает статистика Национального фитнес-сообщества: в марте продажи клубных карт и абонементов снизились на 8,4% по сравнению с докризисным периодом.
Кроме того, произошло закономерное смещение вектора потребления контента в область новостной информации. Однако с конца апреля, несмотря на уход зарубежных стриминговых сервисов, интерес и потребление развлекательного видеоконтента и фильмов вновь начали расти, превысив к началу июня февральские значения на 14,65%, и продолжают расти. до нынешнего момента.
При сравнении динамики развития интересов аналитики Weborama отметили интересную закономерность: сразу после падения группы интересов, связанных с уходом за собой (косметика, покупка одежды, улучшение фигуры
Методология исследования
Для проведения исследования был использован технологический стек Semantic AI технологий Weborama, позволяющий фиксировать интересы пользователя во времени в зависимости от содержания страниц, которые он посещает.
Поведение около 1 млн активных российских интернет-пользователей за 5 месяцев было проанализировано по нескольким сотням таксономических интересов Weborama, описывающих различные аспекты жизни пользователей. Кроме того, использовались данные о географической принадлежности пользователей к различным регионам России.
Специальная подборка для Вас