События сегодня

Капитализация и прибыль равны дизайну | Новости

Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и поддержке экспорта и модератор дискуссии Игорь Вдовиноткрывая Форум, озвучил результаты исследования, которое было проведено специально к этому мероприятию: «65% компаний с выручкой более 10 млрд рублей считают вклад промышленного дизайна в бизнес серьезным конкурентным преимуществом. Системные инвестиции в дизайн ускоряют рост бизнеса как минимум вдвое. Однако только пятая часть респондентов готова системно инвестировать в развитие этого направления». Модератор предложил построить дискуссию вокруг вопросов о том, какие стимулы могут иметь значение и можно ли обойтись без государственной поддержки.

Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский предложил также обсудить работу с промышленным образцом как с нематериальным активом: «Именно как интеллектуальная собственность — промышленные образцы, товарные знаки, объекты авторского права — промышленный образец является важнейшим экономическим активом бизнеса. По данным Global Industrial Design Market Research, мировой рынок промышленного дизайна будет расти. По пессимистическому прогнозу, к 2030 году при среднегодовом темпе роста 3,8% рынок составит 54,8 млрд долларов. Оптимистичный вариант предполагает рост на 5,8% и объем рынка около 64,7 млрд долларов».

По словам Андрея Кричевского, все это свидетельствует о том, что дизайн связан с экономикой не в меньшей степени, чем с эстетикой: «Уместно перефразировать известное изречение: дизайн — это не только «отличный мех» — внешняя оболочка, когда какой-то функционал обретает первоначальный вид, но и «несколько килограммов вкуснейшего мяса», то есть фундаментальная элемент создания брендов. Промдизайн обогащает творчество, которое создает инновационные бренды, построенные на эмоциональной связи с потребителем»..

По мнению Кричевского, промышленный дизайн повышает ценность не только самого продукта, но и процесса его разработки, зачастую угадывая еще не вербализованные, но уже сформировавшиеся потребительские потребности: «Это неотъемлемая часть бренда и значительная часть его стоимости».

Именно поэтому, считает Кричевский, к охране и защите разработок промышленных образцов нужно подходить с особым вниманием и комплексно. использовать современные инструменты для грамотного управления интеллектуальной собственностью как полноценным бизнес-активом.

В продолжение дискуссии Президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий коснулись опыта ряда зарубежных стран и привели пример из статистики Китая, где в 2019 году объем рынка строительства и дизайна интерьеров составил 661 млрд долларов. В несравнимой по размерам с Поднебесной Финляндии этот показатель достиг 3,23 млрд евро, из которых 2,95 млрд приходится на компании, ориентированные на производственный дизайн. «Несмотря на то, что российские дизайнеры являются глобальными трендсеттерами, работающими в ведущих мировых компаниях, внутри страны этот рынок пока невелик», — пожаловался он. В 2019 году рынок отечественного дизайна составил около 1 трлн рублей, из них 900 млрд пришлось на промышленный дизайн.



Глава Союза дизайнеров России сообщил, что в целях стимулирования отрасли их организация разработала дорожную карту развития, включающую в том числе создание специального координирующего органа Совет по дизайну. План работ подразумевает расширение функционала специальных площадок для дизайнеров вроде Behance, организацию собственных тематических премий, инструменты поддержки экспорта.

На основе данных мировой практики Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев сказал, что «Талант дизайнера в сочетании с научными изысканиями, инжинирингом создает образ продукта, который приносит дополнительные доходы и формирует новые рынки». Он подчеркнул, что дизайн сегодня нематериальный актив и защита интеллектуальной собственности здесь не что иное, как защита вложений в капитализацию компании.

Большинство участников форума в ходе обсуждения были единодушны в своих выводах о целесообразности учета проектных подходов на самых ранних этапах создания продукта. При этом отделы проектирования и проектирования вполне могут не конкурировать, а работать в связке, что показал, в частности, успешный опыт ООО «ТМХ Инжиниринг».

Форум положительно оценил существующие инструменты государственной поддержки отрасли и, в частности, субсидии, стимулирующие спрос на разработку дизайна, которые выделяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1649. Однако порядок их выделения, по мнению форума, участников, необходимо изменить. Генеральный директор ООО «МЗ ТОНАР» Денис Кривцов отметил, что «Регламент не предполагает права на неудачу, а дизайн — это творческий процесс, рискованное дело и должно иметь право на разумный риск».

Многие представители отрасли высказались за включение в ГОСТы требований к промышленному образцу. Заместитель генерального директора ООО «ТМХ Инжиниринг» по промышленному дизайну главный конструктор ТМХ Евгений Маслов говорил категорично: «Считаю необходимым разработать стандарты, в которых дисциплины инженерии и дизайна будут уравнены, будет прописано их взаимодействие. Это положение должно быть включено в ГОСТ».

Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, считает, что упрощенная выдача грантов на промышленный дизайн и прототипирование в «Сколково» хорошо зарекомендовала себя: «Также было бы очень полезно вычесть из налогооблагаемой базы затраты на промышленный дизайн».

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов напомнил, что многие механизмы поддержки реализуются через Фонд развития промышленности (ФРП): «В стандартах Фонда указано, что кредитные средства могут быть потрачены на промышленный дизайн. У нас много субсидий на НИОКР, и как только мы выясним, что специфично для отрасли, мы внедрим во все наши нормы возможность тратить деньги и на промышленный дизайн»..

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко уточнили, что сейчас законодатели работают над рамочным законом о креативных индустриях, который в будущем позволит государству точнее определять потенциальных получателей поддержки субъекты творческого предпринимательства, к которым, безусловно, относятся студии промышленного дизайна.

Тема участия государства в поддержке отрасли нашла отклик и у представителей крупной промышленности. Генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов высказался за необходимость госорганам прививать индустриальным игрокам вкус, стимулируя их к работе с дизайнерами: «Мы занимаемся промышленным дизайном неразрывно, начиная со стадии строительства наших кораблей и судов. Сегодня производство любого изделия начинается с определения стиля. Чтобы потом не возникал вопрос нравится/не нравится, когда будут заказаны штампы и пресс-формы или собрана половина корабля«.

Евгений Маслов отметил, что в реалиях технологической независимости предприятиям необходимо не только использовать или копировать разработки, оставленные ушедшими с рынка зарубежными партнерами, но и разрабатывать на их основе собственные продукты: «Нужны бюджетные механизмы, которые позволили бы специалистам разработать те этапы конструкторского проектирования, которые еще не заложены на уровне предприятия — это нулевой этап, исследования и продвижение».

Ведущий конструктор ПАО «КАМАЗ». Семен Фараносов сетовал на то, что действующее регулирование не всегда позволяет вовлекать в работу художественные вузы: «Наша компания занимается горнодобывающей, вездеходной и лесозаготовительной техникой. Все это делается в соответствии с 218-м Постановлением Правительства Российской Федерации. Мы хотели бы немного скорректировать нормативную базу, по которой мы работаем, в частности условия, на которых мы привлекаем университеты к сотрудничеству. Сегодня мы привлекаем в основном технические вузы, но хотели бы привлечь и художественные образовательные организации»..

Подводя итоги, модератор дискуссии отметил, что подобные встречи представителей государства и бизнеса необходимо сделать регулярными: «Мы хотим, чтобы форум, посвященный промышленному дизайну, на площадке РСПП стал ежегодным, и надеемся, что Минпромторг и другие коллеги из федеральных органов власти поддержат наши инициативы».

В обсуждении предложений принял участие председатель совета директоров холдинга АО «Синара». Транспортные машины Александр Мишарин, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Моряков, заместитель генерального директора ООО «ТМХ Инжиниринг» по промышленному дизайну Главный конструктор ТМХ Евгений Маслов, ведущий конструктор ПАО «КАМАЗ» Семен Фараносов.

Ключевые предложения участников форума будут отражены в итоговой резолюции и направлены в Правительство Российской Федерации.


Самое время подумать о том, как прокачать себя и своих работников. Освоить новую профессию, повысить уровень квалификации, занять высокооплачиваемую должность. Вы сможете увеличить свою прибыль многократно. Все в Ваших руках!

Стать Digital профессионалом.

Блог статей о рекламной индустрии для специалистов SEO, SMM, маркетологов. Продвижение сайта. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Настройка рекламных кампаний в интернет. Маркетинг. Анализ рынка. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.

Информация для Вас была полезна?
0
0
0
0
0
0
0

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»