Статьи

Пресса не будет помелованна

Пресса не будет мелом

Поставки бумаги для журналов и книг прекратились.

На фоне санкций в России остро ощущается нехватка мелованной бумаги, которая используется для журналов и книг с цветными иллюстрациями. Крупнейшие европейские производители приостановили поставки из-за военных действий России на Украине. Книгоиздатели надеются договориться с китайскими компаниями, а некоторые готовы покупать российскую бумагу. Но его качество, по мнению экспертов, хуже европейского, и объемов производства будет недостаточно. Издатели опасаются дальнейшего роста цен и себестоимости продукции.

Крупные поставщики мелованной бумаги приостанавливают работу в России. Финско-шведская Stora Enso сообщила своим партнерам, что 2 марта прекратит все производство и продажи в стране, а 3 марта аналогичное сообщение опубликовала финская UPM. Sappi также приняла решение приостановить все поставки клиентам в России: письмо об этом компания направила партнерам 7 марта. Как удалось выяснить Ъ, 25 февраля аналогичное сообщение распространила польско-шведская Arctic Paper.

По словам собеседников Ъ на полиграфическом рынке, приостановка поставок грозит обострением дефицита мелованной бумаги в России.

Используется для производства глянцевых журналов, книг с цветными иллюстрациями, буклетов и другой полиграфической продукции, для которой важна яркость красок. Дефицит возник практически сразу после начала боевых действий, говорит собеседник «Ъ» в отрасли. «Бумага в основном завозится из Европы, Китая, Кореи и т. д. Основная проблема с логистикой: порты остановились, небольшое количество везут по железной дороге из Китая», — отмечает он.



Для книжного рынка перечисленные поставщики были основными, «мы работали через трейдеров, так как производители доставляют бумагу только до границы», — говорит президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. По его словам, издательства ранее не сотрудничали с азиатским рынком бумаги, поскольку доставка из Европы была быстрее и дешевле. «Но в этой ситуации мы были вынуждены отправить запрос напрямую в Китай, ответа пока нет», — сказал он.

Текстовый блок книги на мелованной бумаге печатался в сегменте нон-фикшн, но он используется для печати всех без исключения обложек, «вероятно, вам придется отказаться от печати текстового блока на этом носителе, но решение будет составлено редакцией по ценам китайских и корейских производителей», — рассказал Олег Новиков.

Есть и более оптимистичный взгляд. После ухода иностранных поставщиков по сегменту мелованной бумаги «был нанесен мощный удар, но все были готовы», — говорит директор по производству издательской группы «Альпина» Константин Лунь. «Год назад запущен белорусский завод, есть поставки из Китая, Турции, Индии. Риски, конечно, есть, но без бумаги никто не останется. Более того, глянцевые журналы уходят из России», — говорит он.

Некоторые издательства журналов намерены заменить российскую бумагу, например, издательство «Лев» (выпускающее детские журналы, книги и раскраски), которое раньше закупало финскую бумагу, говорит его президент Лев Елин.

Но восполнить дефицит отечественные производители пока не в состоянии, возражают источники «Ъ». По данным одного из издателей, в России производится около 65-75 тысяч тонн мелованной бумаги в год, а потребление оценивается в 170-200 тысяч тонн. Основными отечественными производителями являются «Омела» («Илим») и «Урал Брайт» («Кама»). Ответов на запросы не было. Продукция российских производителей уступает европейским аналогам и близка к китайским, а качество нестабильное, говорит источник на полиграфическом рынке.

Издатели также опасаются повышения цен. IM Media (бывшая Bauer Media Group в России) закупает большую часть своей мелованной бумаги в России: «Надеюсь, что наши производители будут разумно подходить к ценообразованию», — говорит совладелец холдинга Алексей Иванов. По словам Льва Елина, стоимость журналов будет расти пропорционально росту цен на бумагу, но издатели не смогут поднять цены в такой же степени из-за риска снижения спроса.

Информация для Вас была полезна?
0
0
0
0
0
0
0

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»