Поиск нового сотрудника занимает от 2 до 3 месяцев (по данным крупнейшей онлайн-рекрутинговой компании HeadHunter). Правильно составленная вакансия и анализ инструментов HR-маркетинга помогут ускорить процесс и выбрать лучших кандидатов.
Денис Харченко, руководитель направления диджитал-агентства Spirit, расскажет, как проработать структуру и текст вакансии на примере сервиса hh. ru, поделится советами по запуску рекрутинговой воронки.
Воронка найма: как работает инструмент HR-маркетинга
Для поиска одного сотрудника компании в среднем необходимо получить от 50 до 500 откликов на вакансию (в зависимости от уровня квалификации специалиста). Кандидаты постепенно проходят первичное, вторичное консультирование, стажировку/аттестацию.
На каждом этапе воронки кандидаты отсеиваются по ряду причин:
- отсутствие опыта и знаний у соискателя;
- неподходящие условия труда;
- нежелание переходить на следующий этап воронки;
- отсутствие доверия к компании.
В итоге из 500 откликов остается 1-2 подходящих специалиста.
Статистика воронки приема на работу по специальности «Интернет-маркетолог»
Важный: Чтобы запустить рекрутинговую воронку, недостаточно просто собрать ответы. Используйте вспомогательную информацию: предложите потенциальному кандидату ознакомиться с информацией о компании, отзывами сотрудников в штате, блогом или видео на YouTube-канале. Маркетинг HR-бренда укрепляет доверие к компании, и соискатели с большей вероятностью проходят следующие уровни отбора.
Шаг 1. Структурируйте объявление
Для начала разберемся, какого именно специалиста мы хотим найти:
- удаленный формат или в офис;
- полный или неполный рабочий день;
- уровень компетенций;
- уровень мотивации.
Для поиска соискателей в формате удаленной работы также можно проанализировать, в каких городах более развита та или иная специальность. Например, в Туле проще найти SEO-специалиста, так как в этом городе очень много SEO-агентств, в Нижнем Новгороде проще найти сотрудника в отдел холодных звонков, так как во многих крупных компаниях есть колл-центр. отделение там.
Информацию о компаниях, их рейтинг, местонахождение можно найти в открытом доступе на сайте Рейтинг Рунета и подобных ресурсах.
Анализ других вакансий даст понимание того, как строится HR-маркетинг у конкурентов, поможет структурировать объявление, запомнить важные детали. Кроме того, добавьте «фишки», подчеркивающие преимущества компании. Ведь соискатели тоже делают выбор между имеющимися предложениями.
Важный: сервис hh больше подходит для поиска специалистов в области IT и маркетинга — программистов, маркетологов, менеджеров по продажам. Под рабочие специальности адаптированы и другие платформы: Авито, Профи.Ру.
Шаг 2: Используйте психологические триггеры
Люди делятся на два психотипа — интроверты и экстраверты. Использование психологических «плюшек» дает конкурентное преимущество в маркетинге HR.
К интровертам относятся специалисты, которым комфортнее работать в тишине, уединении. Так, маркетологам и программистам будут интересны предложения с гибридным графиком работы (офис/дом) и фиксированной зарплатой.
Пример вакансии для маркетологов (интровертный психотип)
Экстраверты ценят возможность хорошо зарабатывать, развиваться и узнавать новое. Их больше интересуют вакансии менеджера по продажам, специалиста по продажам, специалиста колл-центра, где указаны такие перспективы.
Пример вакансии менеджера по продажам (психотип экстраверт)
Важный: определить потребности соискателей несложно. Достаточно выбрать из общей массы 5-10 резюме и изучить их.
Шаг 3: Определите ключевые фразы
Для поиска одной и той же вакансии соискатели могут вводить разные слова и словосочетания. Бесплатный сервис Яндекс Вордстат помогает найти наиболее часто встречающиеся.
Например, при написании вакансии на должность логиста в названии самой вакансии следует использовать словосочетание «логист», а не «специалист по логистике». В противном случае охват объявления снизится в десятки раз.
Частота разных ключевых фраз по данным Яндекс Вордстат
Важный: самые частотные фразы и слова лучше вшить в название позиции. И дополнительные формулировки — в тексте жирным шрифтом. Такой HR-маркетинг поможет вам получить максимальное количество релевантных посещений.
Шаг 4: выберите правильное время публикации и тариф
Опубликованная вакансия сразу ранжируется и занимает место в результатах поиска. Бывает, что объявление теряет верхние позиции в течение 1-2 дней, не успев набрать просмотров.
Для максимального охвата планируйте размещение вакансий во время наиболее активных соискателей — с 11:00-12:00 и с 14:00 до 15:00. Не забывайте о гео-настройках. При поиске специалиста из другого региона ориентируйтесь на соответствующий временной диапазон.
Важный: сервис hh.ru автоматически поднимает объявление в результатах поиска каждые 3 дня. Данная опция действует в рамках тарифа Стандарт Плюс.
Как найти и исправить ошибки в работе
Через 3 дня после публикации объявления вы уже можете оценивать просмотры, отзывы и отклики на вакансию. Аналитика даст понимание, какие ошибки были допущены при составлении объявления:
- Впечатлений мало — ключевые фразы и слова неправильно вшиты в название позиции. Возможно, вакансия попала не в ту категорию.
- Редкие ответы при наличии просмотров — неучтенные зарплатные ожидания кандидатов, неподходящее время для публикации.
- Мало отзывов — проблемы в тексте должностной инструкции, недоверие со стороны соискателей.
Пример оформления сопроводительной информации Spirit Digital
При написании вакансии опирайтесь на инструменты HR-маркетинга конкурентов и резюме соискателей, чтобы лучше понимать потребности последних и быстрее получать ответы. Прокачайте маркетинг за час. Это поможет завоевать доверие людей, избежать узких мест в воронке и, соответственно, каких-либо проблем с наймом персонала.
Подборка статей о продвижении сайта в интернет. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Маркетинг. Анализ рынка. Полезные секреты проведения рекламных кампаний. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.
Специальная подборка для Вас