3 марта IKEA объявила о приостановке деятельности в России до 31 мая. Затем ритейлер продлил этот срок до 21 августа. Волна прощания с брендом прокатилась по всем СМИ и соцсетям, а кадры бесконечных очередей в магазинах сети шокировали пользователей. Как вы отреагировали на это событие в социальных сетях? Команда Артокс Медиа Диджитал Групп проанализировали новостную ленту и поделились результатами с Sostav.
Что случилось с упоминаниями
На графике Youscan видно, что пик упоминаний пришелся на 3 марта, когда стало известно о приостановке деятельности ИКЕА в России. Острая дискуссия продолжалась до 4 марта, а затем шумиха вокруг сообщений пошла на убыль.
Слабый рост наблюдался 10 марта — в этот день появилась информация о том, что ИКЕА может быть национализирована.
Прощальный флешмоб?
Практически сразу же, с публикацией новостной ленты в СМИ, с ИКЕА начали активно прощаться в соцсетях — кто-то жаловался, что не успел купить знаменитую акулу, у кого-то остались фужеры, а кто-то не смог попробовать топовые тефтели.
Некоторые пользователи создали творческие видеоролики на эту тему. Впрочем, такой энергичный ажиотаж можно назвать ажиотажем — скучающие покупатели бренда так долго не грустили. На графике видно, что к концу марта приток сожалений спал.
На этом графике мы собрали всех по «скучной» семантике. Топовые посты по теме фиксируются в Твиттере и, что удивительно, их сообщение серьезнее, чем страдания акулы Блохей.
При этом очень важно фильтровать информацию — используя популярный контекст, некоторые замаскированные упоминания в мошеннических сообщениях и постах. К счастью, авторов таких сообщений быстро «раскусили» в комментариях. Из-за таких публикаций флешмоб прощания приобрел не самую правильную окраску.
Что случилось с блогерами? Некоторых из них, конечно, беспокоила дальнейшая судьба фрикаделек, но таких инфлюенсеров было очень мало. В большей степени лидеры общественного мнения обсуждали закрытие «Макдоналдса» — допустим, потому, что мебель из-за границы можно привезти, а картошка уже остыла.
Что в тренде?
Как только россияне оправились от шока (этапы отрицания и смирения опускаем), в них проснулась предпринимательская жилка — в социальных сетях стали появляться объявления о продаже товаров бренда.
Если вы не успели что-то купить, не отчаивайтесь – на просторах цифровых площадок вас ждут более 8 тысяч объявлений (без учета сообщений на специализированных сайтах) о продаже товаров от ИКЕА.
На графике ниже видно, что с момента объявления об уходе наметилась тенденция к увеличению ежедневного количества таких сообщений.
Кроме того, будем помнить, что свято место пусто не бывает — помимо громких заявлений прямых конкурентов сети стали появляться отечественные предприниматели, готовые расширить свой бизнес и занять нишу.
Ну и куда же без новостей о сроках возвращения ИКЕА на рынок — 15 июня руководство шведской компании подтвердило начало поиска возможных покупателей бизнеса в России. Констатировано отсутствие возможности возобновления продаж в обозримом будущем из-за сложной ситуации с бизнес-процессами и цепочками поставок.
Также представители сети отметили, что продажи в магазинах и онлайн пока находятся «на паузе», при этом компания намерена продавать товары, находящиеся на складах.
О сотрудниках и HR
Пока IKEA не называет точную дату возвращения на российский рынок. И произойдет ли возвращение в том же качестве, неизвестно, учитывая новости о поиске покупателей активов компании в России. Для ИКЕА как работодателя все острее встает вопрос репутации.
Посмотрели топовые сайты с вакансиями, в марте-апреле всплеск упоминаний, большинство из них положительные (187 упоминаний из 246), а май уже больше соответствует количеству отзывов на начало года .
Опыт работы с репутацией подсказывает, что, возможно, компания решила перестраховаться и буквально завалила один из ресурсов положительными отзывами. Обвала не произошло, и в мае все вернулись к привычному обороту.
Другой вариант — сотрудники компании под угрозой увольнения решили проявить максимальную лояльность и задобрить работодателя высоким рейтингом. В любом случае нам несколько странно видеть шквал отзывов о работе в то время, когда магазин вообще не работает.
Кого обслуживают все эти повара, продавцы, кассиры, администраторы? При этом всего несколько отзывов (около 1%) упоминают текущую ситуацию — пока в формулировках пожелания скорейшего возвращения.
выводы
ИКЕА — любимая компания. За 22 года работы ритейлера в России многие успели привязаться к простым, стильным и доступным товарам. AMDG провела этот анализ, потому что сам случай довольно увлекательный. И он обязательно войдет в историю бренда.
Будет ли ИКЕА продолжать существовать на рынке и радовать российских покупателей — вопрос открытый. Пока бренду еще предстоит отстоять свою репутацию в суде.
Блог статей о рекламной индустрии для специалистов SEO, SMM, маркетологов. Продвижение сайта. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Настройка рекламных кампаний в интернет. Маркетинг. Анализ рынка. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.
Специальная подборка для Вас