Количество маркетологов, уехавших из России после 24 февраля, превысило количество уехавших из страны программистов на 30%. В то же время, если бы ИТ-специалисты могли продолжать работать при смене локации, игроки креативной индустрии потеряли бы работу.
Спрос на специалистов по рекламе также снизился в этот период. Как отметил Состав в службе поиска работы Facancy, количество вакансий падает гораздо быстрее, чем количество людей, которые ушли или не хотят оставаться в отрасли.
По коэффициенту востребованности количество предложений для маркетологов и креативщиков уменьшилось с 0,4 до 9,6.
«Соотношение 1:2 — это рабочее соотношение для выживания отрасли. Когда коэффициент наклоняется в два и более раза в одну из сторон, жизнь отрасли нарушается, — говорит Алена Владимирская, HR-консультант и основатель сервиса Facancy.— Самое страшное, когда доля начинает расти, вот что мы наблюдаем на рынке труда маркетологов и мейкеров. В течение года эта тенденция станет критической для отрасли», — отметил эксперт.
Коэффициент ИТ-сектора также ухудшился, но незначительно — с 7,8 до 9,4. Дальше этого соотношения сфера не идет, считает Владимирская.
По данным Facancy, в настоящее время на одну вакансию «Бренд-менеджер» претендует более 100 претендентов, на «SMM-специалиста» — более 40 и на «Специалиста по мероприятиям» — более 60 человек.
В Dentsu также было отмечено сильное снижение количества вакансий. В 2021 году квартальное и месячное соотношение количества вакансий и релевантных откликов на одно предложение составляло 3,8, сейчас — 4,8.
Нина Черкасова, руководитель группы по подбору персонала Денцу Россия †
Впервые за много лет спрос на соискателей оказался ниже предложения, а раньше было наоборот: работодатели столкнулись с нехваткой кадров.
Мы видим увеличение количества активных резюме, но серьезного качественного скачка соискателей не произошло: в результате весенней волны увольнений первые вакантные кандидаты получили работу. Поэтому битва за талантливых специалистов в области электронной коммерции, перформанса, науки о данных и некоторых других областях продолжается до сих пор.
В качестве основных причин, по которым специалисты по рекламе потеряли работу, Алена Владимирская назвала:
- Закрытие части цифрового бизнеса из-за блокировки популярных социальных сетей в России;
- Сокращение инвестиций в рекламу;
- Закрытие многих стартапов;
- Некоторые компании не разрешали своим сотрудникам работать удаленно;
- Выезд европейских компаний;
- Закрытие зарубежных сайтов фриланса.
Алена Владимирская, HR-консультант:
Рекламная индустрия должна была предпринять следующие шаги. Во-первых, сформулировать сообщение правительству о том, почему это важная отрасль в новых обстоятельствах. Во-вторых, найти лоббистов, которые отнимут у отрасли поддержку и льготы. Но она этого не сделала и в итоге ничего не получила. Это не только жаль, но и странно, ведь это важнейшая функция профессии рекламщика: формулировать релевантные сообщения и качественно доносить их до нужной целевой группы.
Аналитики службы поиска работы SuperJob придерживаются альтернативного мнения о ситуации на рынке труда. По данным службы, индекс в рекламном секторе сейчас составляет 1,01 балла: рекрутинговая активность на 0,01 балла выше, чем средняя рекрутинговая активность компаний в аналогичные периоды 2017-2019 гг.
В первую неделю июня HR-активность показала небольшой рост (+0,02 балла) — количество вакансий за неделю увеличилось на 11%. Эксперты также считают, что спрос в маркетинге, рекламе и PR продолжает восстанавливаться. В среднем показывает увеличение на 6% в неделю.
Если вы столкнулись с поиском работы, рекомендуем изучить подборку вакансий в отрасли — Sostav регулярно публикует тематический обзор для соискателей.
Специальная подборка для Вас