Ольга Токарева, ведущий специалист по кадровому аутсорсингу компании «Ваши кадры», рассказала о нюансах доставки в багажник автомобиля.
Доставка автомобилем — это вариант доставки последней мили, при котором поставщики услуг доставки получают доступ к багажнику личного автомобиля для доставки посылок (в основном товаров электронной коммерции) с помощью специального программного обеспечения. Курьер находит машину, открывает багажник, кладет внутрь посылку и закрывает багажник. После чего пользователь получает сообщение с подтверждением доставки.
Плюсы использования доставки в багажник автомобиля
- Удобство: сервис учитывает пожелания клиентов, которые хотят получать посылки в тех случаях, когда они не дома и не могут посетить пункт самовывоза.
- Возможность для автопроизводителей взаимодействовать с огромной аудиторией электронной коммерции.
- Исключите проблемы с потерей или кражей: доставка багажника помогает снизить эти риски (вместо доставки «от двери до двери»), если владелец дома отсутствует.
Мировая практика уже имеет множество примеров реализации такой доставки. В 2016 году Volvo запустила в Стокгольме пилотный проект под названием «Служба доставки в автомобиле». С этой целью автомобильный бренд заключил партнерство со шведским стартапом Urb-it. Онлайн-заказы доставлялись на автомобили Volvo в течение двух часов с момента оформления. Что отличало Urb, так это использование краудсорсинга в качестве бизнес-модели: группе студентов и других сотрудников, работающих неполный рабочий день, платили за выполнение работ. В зависимости от наличия и геолокации покупатели могут выбрать удобный город для получения продуктов из магазина или ресторана.
Известная немецкая компания DHL совместно с Volkswagen запустила аналогичный проект: владельцы Volkswagen Polo могли выбрать двухчасовой интервал с 10:00 до 21:00, в течение которого их автомобиль будет находиться в доступном месте. Служба доставки получила одноразовый код доступа в машину, позволяющий оставить там товар. Как только курьер закрывает багажник, код доступа аннулируется. Другой немецкий концерн Mercedes-Benz также запустил приложение под названием Chark, которое предполагало доставку в багажник Mercedes-Benz.
На сегодняшний день имеется достаточно пилотных проектов и практик в этом направлении. Amazon популяризировал эту услугу, запустив в 2017 году доставку багажников под названием Key. Услуга доступна для конкретных моделей автомобилей премиум-класса (в последнее время Ford, Honda, Acura) в определенных городах.
Минусы использования транковой доставки
- Ограничения по видам товаров: скоропортящиеся продукты, наличие которых в ненадлежащих условиях фактически делает их непригодными для потребления.
- Конфиденциальность и безопасность данных: для использования сервиса Amazon требуется доступ к данным об автомобиле и его владельце. Не все люди могут быть готовы к такой открытости, даже со стороны надежного и проверенного игрока рынка.
- Требование открытой парковки: доставка в багажник требует открытой парковки, что не всегда возможно в некоторых дворах. Во время тестирования на Amazon мы даже встречали клиентов, которые забывали, что их машины припаркованы на закрытой парковке.
- Ограничения по моделям транспортных средств: не все транспортные средства поддерживают этот тип доставки, и для использования этой услуги может потребоваться совместимость с конкретным типом транспортного средства и технологией. Например, для Amazon сюда входят: модели Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC и Volvo 2015 года выпуска или новее с активным планом обслуживания подключенных автомобилей (например, OnStar). Автомобили Ford 2017 года выпуска и новее и так далее.
Российские реалии
Почему американцам понравился сервис Amazon? С появлением онлайн-покупок клиенты были разочарованы сложностью получения посылок по собственному графику. Поскольку большая часть доставок осуществляется в рабочее время, посылки иногда оставляли в подъездах или во дворах в надежде, что их не украдут. Багажник стал решением проблемы. Данная модель пользуется большим спросом, поскольку автомобилизация в стране близка к 100% и этот формат работает как в сфере общественного питания, так и в непродовольственной сфере.
Однако в России уже есть большая инфраструктура для оформления онлайн-заказов и множество удобных опций. Подобная функция уже была реализована в «М.Видео» во время пандемии: при оформлении онлайн-заказа он доставлялся на парковку гипермаркета по прибытии клиента и загружался в багажник сотрудником гипермаркета.
Теперь «Ашан» сообщил о внедрении этой услуги – точнее, снова речь идет о доставке на их парковку. Получить покупки можно на парковках гипермаркетов в 15 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Краснодар, Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа и другие. Основная цель проекта, как заявляют в компании, — сэкономить время клиента и ускорить получение заказов на самовывоз. При этом об «удаленном» доступе к автомобилю на парковке возле дома речи не идет, то есть услуга заключается в простом выносе покупок клиента из магазина.
Распространенной проблемой доставки заказов в багажник автомобиля является то, что она подходит не для всех типов товаров и ситуаций. К тому же в России возможности ее реализации весьма ограничены – доставка по периметру парковок гипермаркетов, куда еще нужно доехать. Поэтому такому предложению пока сложно конкурировать со службой доставки на дом.
Подборка статей о продвижении сайта в интернет. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Маркетинг. Анализ рынка. Полезные рекомендации проведения рекламных кампаний. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.
Специальная подборка для Вас