Статьи

Идеальный учитель IT-школы: кто он

В России растет нехватка ИТ-специалистов. По данным Минцифры, с начала 2023 года спрос на разработчиков вырос на 63%, а некоторые отечественные компании уже рассматривают возможность привлечения ИТ-специалистов из Индии, Китая и Израиля.

В то же время спрос на ИТ-курсы продолжает набирать обороты. По данным Tinkoff Data, спрос на ИТ-обучение в 2022 году вырос на 30-40%. Школы не всегда успевают за спросом, и в последнее время перед ними встает новый вызов – трудности с наймом компетентных специалистов, готовых стать учителями.



Виктор Евлампиев, руководитель учебной программы учебного центра «Максима», рассказал о том, кто он — идеальный преподаватель IT-курсов, почему разработчики идут преподавать и с какими проблемами сталкиваются школы при поиске спикеров.

Кто идет к учителям информатики?

В декабре 2020 года компания Med Educ Online провела исследование и выяснила, что у педагогов-разработчиков сильная профессиональная идентичность — приверженность своему делу и сфере ИТ в целом. Почему они учат? Основных причин две: показать собственную экспертизу и внести личный вклад в качественное развитие отрасли.

Педагоги-разработчики регулярно прибегают к саморефлексии, стремятся к саморазвитию и совершенствованию своих навыков. Они амбициозны и, несмотря на возможный негативный опыт, хотят воспитать новые поколения профессионалов.

Кто преподает в IT?

  1. Выпускники вчерашних курсов с небольшим опытом работыкоторые преподают с целью приобретения или развития своих компетенций. Такие учителя часто встречаются в небольших школах, которые только что вышли на рынок и дают большие обещания потенциальным ученикам.
  2. Опытные практикикому интересно развивать свои навыки, смотреть на типовые задачи под новым углом и делиться знаниями с новичками.
  3. Руководители команд и лидерыкоторые часто становятся спикерами на конференциях и интенсивах, ориентированных не на новичков, а на опытных профессионалов.

Для ИТ-школы, стремящейся дать своим ученикам качественные знания и востребованные навыки, интерес представляют вторая и третья категории. Первостепенное значение имеют кейсы в портфолио, опыт решения реальных задач и исправления ошибок.

Что мотивирует вас на курсы?

Обмен знаниями

Передача личного опыта мотивирует IT-специалистов разного уровня заниматься преподавательской деятельностью. Преподаватель по ИТ – это наставник, который не просто пересказывает учебник, а учит студентов прикладным навыкам. Таким образом, он способствует реальному профессиональному росту многих людей, а значит, повышает качество ИТ-отрасли в целом.

Кроме того, преподавание позволяет специалисту глубже погрузиться в разные темы, найти новые области для исследований, столкнуться с проблемами, которые расширяют кругозор преподавателя.

Желание развивать личный бренд

Многие специалисты ведут экспертные блоги в социальных сетях, пишут статьи, дают интервью для обмена знаниями, общаются с коллегами и повышают свой вес в профессиональной среде. Преподавание также является инструментом развития личного бренда.

Амбициозные профессионалы стремятся к известности, что дает больше возможностей для участия в интересных проектах и ​​увеличивает стоимость их услуг. Например, преподавателей ИТ-курсов часто приглашают выступить на конференциях и форумах или провести личные консультации для бизнеса.

Совершенствуйте свои навыки

Если вы хотите что-то понять, расскажите об этом кому-нибудь другому. Иногда специалисты подолгу остаются на одной должности, а ИТ-сфера — это постоянные изменения, новые подходы и проекты. Когда вы преподаете, вам приходится постоянно узнавать новое, систематизировать свои знания, решать нестандартные задачи. Подготовка урока требует от спикера серьезной работы с информацией: нужно анализировать свой опыт, строить урок «от простого к сложному», что-то изучать и исследовать, углубляться в тему.

Также во время обучения специалист развивает soft skills. Он учится четко передавать смыслы, мотивировать учащихся, общаться с разными людьми, организовывать работу в командах. Преподавание часто мотивирует профессионалов работать над публичными выступлениями, изучать техники общения и проявлять больше внимания и интереса к потребностям других. Эти навыки важны, если специалист хочет в будущем возглавить команду разработчиков.

Поиск новых талантливых джуниоров для вашей компании

Конкуренция за таланты усиливается, поэтому компании начинают искать перспективные таланты среди студентов. Например, в 2023 году Google создает Студенческий клуб разработчиков для студентов, чтобы привлечь амбициозных новичков в проекты компании. Многие топовые специалисты начинают преподавать, чтобы самостоятельно обучать сотрудников для своих проектов и первыми сделать предложение наиболее успешным выпускникам.

Необходимость развития коммуникативных навыков

Сложности в общении — это проблема, если вам нужно презентовать проект заказчику или обучить коллег. Зачастую специалисты оперируют профессиональной терминологией и не могут четко передать свои мысли.

Когда разработчик преподает, он больше общается, получает обратную связь и видит то, что не понимает большинство учеников. Такая работа позволяет отточить ораторское мастерство, четче формулировать мысли и общаться с разными людьми на одном языке.

В чем проблема с учителями в IT?

Высокая занятость

Хороший разработчик на вес золота. Поэтому большинство классных специалистов заняты работой, и у них редко бывает время на преподавание.

Финансовая мотивация для хороших специалистов не играет решающей роли. Поэтому школам все труднее привлекать их к работе.

Нет актуальных и понятных гайдлайнов по курсам в сфере ИТ

Чаще всего школы разрабатывают учебный план в сотрудничестве с учителями. Информации об ИТ очень много и она регулярно обновляется. Поэтому собрать все в понятный урок, структурировать и дать максимальную пользу ученикам – задача не из легких, требующая времени и ответственности.

Из-за массового переезда многие ИТ-специалисты сосредоточились на своих задачах и оставили преподавание

Проблема коснулась как очных, так и онлайн-школ. Люди сосредоточились на получении стабильного дохода, дополнительных проектах и ​​решении личных вопросов. Многие люди меняют города и страны, поэтому находятся в других часовых поясах и не могут работать на российскую аудиторию в стабильном графике.

Отсутствие педагогических навыков

Студентов необходимо мотивировать к обучению, ведь никто не может освоить что-то за человека, который этого не хочет. Зачастую преподаватели просто рассказывают программу по методичке, игнорируя необходимость развития у учащихся самостоятельности и интереса к данной области.

Обучение других — задача, требующая специальных знаний, склада ума и характера. Конечно, школы помогают разработчикам улучшать свои навыки преподавания, но некоторые люди просто не подходят для этой работы.

9 способов понять, что специалист действительно может научить

  1. опыт — от трех лет, но можно найти перспективных специалистов, которые работают чуть больше года.
  2. портфолиов котором много своих кейсов и интересных практик.
  3. Развитые сложные навыкичто легко проверить на собеседовании с более опытным коллегой-учителем.
  4. Хороший уровень мягких навыков: коммуникабельность, интерес к людям, умение мотивировать и доносить сложные вещи простым языком.
  5. Навыки дизайнакоторые позволяют идти в обучении «от простого к сложному» и видеть четкий образовательный результат в процессе подготовки уроков.
  6. Умение доступно объяснять материал. Для проверки можно провести пробную лекцию и собрать отзывы о спикере от студентов.
  7. Свободное времякоторый требуется не только для самого урока, но и для его подготовки, проверки домашних заданий и ответов на вопросы учащихся.
  8. Высокий уровень мотивации – лучшие преподаватели – это люди, увлеченные своим делом, открытые новому и постоянно исследующие свою область.
  9. Ответственность. Учитель, который опаздывает на лекции или просматривает студенческие проекты, чтобы поскорее вернуться к работе, вряд ли будет хорошим наставником.

Как удержать учителя

  1. Разработайте систему мотивации – предлагайте интересные проекты и не давайте специалистам скучать.
  2. Создайте здоровую рабочую среду — Следите за тем, чтобы в коллективе были равноуважительные отношения.
  3. Мотивировать финансово — можно вознаграждать учителей процентом от запуска курсов.
  4. Внедрить систему благополучия. В него входит забота о сотрудниках: оплата занятий спортом, психолога, дополнительное обучение и так далее.
  5. Создайте культуру обратной связи – регулярно спрашивайте сотрудников об их состоянии, идеях, желаниях.
  6. Отмечайте успехи компании и сотрудников. Например, поделитесь информацией об успехах выпускников школ — достижения учеников всегда вдохновляют учителей.
  7. Развивать интраком. Качественное общение с коллегами и единомышленниками – одна из главных причин удовлетворенности работой.

Подведение итогов

Основная задача преподавателя ИТ – стать проводником и наставником для студентов. Конечно, теоретическая база важна, но еще важнее подготовить студентов к работе с реальными клиентскими задачами, показать распространенные ошибки, поделиться опытом и мотивировать.

Сегодня в рекламе курсов мы часто видим edutainment, когда обучение позиционируется как развлечение. В IT такой подход с громкими обещаниями, яркими баннерами и вечеринками не работает.

Преподаватель – не шоумен, а авторитет и специалист со стажем. Он знакомит студентов с инструментами, учит их правильно выбирать и использовать в работе, как общаться с клиентами и как справляться с трудностями.


Подборка статей о продвижении сайта в интернет. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Маркетинг. Анализ рынка. Полезные секреты проведения рекламных кампаний. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.

Информация для Вас была полезна?
0
0
0
0
0
0
0

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»