Аналитика

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года | Анализ рынков

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года

Медиа Секреты бизнеса в рамках аналитического проекта Тинькофф Данные изучили, как развивается рынок доставки продуктов и товаров первой необходимости на дом после пандемического бума.

Основные выводы:

  • С января 2020 года по апрель 2023 года количество покупателей интернет-магазинов выросло в 13 раз.
  • Почти 40% всех клиентов — покупателей рынка интернет-магазинов — находятся в Москве и Московской области.


  • Доля клиентов из регионов, заказывающих товары онлайн, неуклонно растет: по состоянию на апрель 2023 года она достигла 46%
  • С начала 2020 по 2023 год средний чек уменьшился на 45% до 1088 ₽
  • В среднем на начало 2023 года россиянин заказывает доставку еды 4 раза в месяц, тогда как в 2020 году он заказывал 1,3 раза.
  • Основной клиент интернет-магазина — женщина от 20 до 39 лет.
  • Интернет-магазин «молодеет»: доля покупателей моложе 25 лет выросла с 16 до 32%

Как развивается рынок интернет-магазинов после пандемического бума

В 2020 году количество клиентов служб доставки увеличилось в 7 раз. С января 2020 года по апрель 2023 года количество покупателей интернет-магазинов выросло в 13 раз.

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года | Анализ рынков

Стабильный рост наблюдался на протяжении всего указанного периода, за исключением весны и начала лета 2022 года, когда наблюдалось снижение количества клиентов до 20% в пике. После этого клиентская база растет в среднем на 4% в месяц. Количество покупателей в 2023 году увеличилось на 6,5% по сравнению с 2022 годом.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2022 году оборот товарной категории онлайн-заказов составил 659 млрд рублей.

Клиентская база интернет-магазинов растет по регионам

Почти 40% всех онлайн-покупателей продуктов питания осуществляют доставку по Москве и Московской области. Еще 15% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Рынок Москвы и Санкт-Петербурга практически сформирован, и внимание крупных игроков переключилось на регионы.

В 2022 г. доля регионов по количеству клиентов растет, и к апрелю 2023 г. она достигла 46%, из них у городов-миллионников (без учета Москвы, Санкт-Петербурга и их областей) и остальной части России почти столько же акции.

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года | Анализ рынков

Россияне стали заказывать продукты в 3 раза чаще

Россияне стали чаще заказывать товары онлайн, этому способствовало постепенное привыкание к формату таких покупок и активное проникновение игроков в регионы. Если в начале 2020 года клиенты в среднем совершали 1,3 сделки в месяц, то в 1 квартале 2023 года это число увеличилось до 4 в месяц.

В период пандемии 2020 года покупатели заказывали продукцию редко и в больших количествах, к весне 2023 года за счет увеличения доступности сервиса, скорости доставки и количества покупок средний чек уменьшился на 45%: с с 2 188 ₽ в январе 2020 года до 1 088 ₽ в марте 2023 года.

Портрет покупателя

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года | Анализ рынков

Основной клиент интернет-магазина — женщина в возрасте от 20 до 39 лет. На этот возрастной сегмент приходится 83% всех покупателей, которые хотя бы раз в месяц оформляют доставку продуктов на дом.

При этом интернет-магазин «молодеет»: доля покупателей моложе 25 лет выросла с 16 до 32%, а доля покупателей от 25 до 35 лет снижается.

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года | Анализ рынков

Условно участников рынка можно разделить на подсегменты: сверхбыстрая доставка (сервисы, специализирующиеся на быстрой доставке до 15 минут), массовая доставка (крупные торговые сети), немассовая доставка – малые и средние сети, в том числе специализирующиеся в доставке премиальной и эко-продукции.

В зависимости от подсегмента меняется и ключевая аудитория. В сегменте массовой и немассовой доставки наибольшая доля составляет 22-25% среди клиентов в возрасте от 30 до 34 лет. А вот в сегменте сверхбыстрой доставки большую долю в 28% занимают клиенты в возрасте от 20 до 24 лет.

Исследование Тинькофф: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года | Анализ рынков

Методология. В ходе исследования были изучены обезличенные транзакции более 30 млн клиентов Тинькофф. Учитывались сделки, совершенные в пользу крупнейших игроков продовольственного рынка, осуществляющих доставку на дом.


Самое время подумать о том, как прокачать себя и своих работников. Освоить новую профессию, повысить уровень квалификации, занять высокооплачиваемую должность. Вы сможете увеличить свою прибыль многократно. Все в Ваших руках!

Стать Digital профессионалом.

Блог статей аналитических данных рекламной индустрии, для специалистов SEO, SMM, маркетологов. Продвижение сайта. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Настройка рекламных кампаний в интернет. Маркетинг. Анализ рынка. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.

Информация для Вас была полезна?
0
0
0
0
0
0
0

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»