Динамика онлайн-продаж FMCG в натуральном выражении замедлилась до рекордно низкого уровня после падения спроса. Динамика большинства ключевых категорий онлайн-рынка замедляется, самые высокие темпы роста сохраняют непродовольственные категории
10% — темп роста онлайн-продаж FMCG в России в натуральном выражении, что стало рекордно низким показателем за всю историю измерений канала NielsenIQ. На фоне замедления динамики резко упала и доля онлайн-продаж. Если в пик кризиса она увеличилась почти вдвое и на 9-й и 10-й неделе превышала 9,5% в денежном выражении, то на 14-й неделе снизилась до 6,8%.
«Снижение темпов онлайн-продаж закономерно: замедление происходит по отношению к нетипичному марту в нетипичном апреле, поэтому такую динамику можно считать «возвратом к норме», и она наблюдается во всех каналах продаж, включая офлайн. . Однако нельзя отрицать, что в контексте текущей трансформации покупательских привычек и стратегий ритейлеров на рынке FMCG будут происходить дальнейшие изменения, и та самая «новая нормальность», о которой идет речь, будет действительно новой как для покупателей, так и для игроков, Константин Локтев, розничный директор NielsenIQ Россия.
Снижение доли онлайн-продаж FMCG
Доля онлайн-канала на рынке современной торговли в начале апреля вернулась к уровню среднегодовых значений (на конец 2021 г.): если в начале февраля она составляла более 8%, то на пике ажиотажа — 9,6%, то на 14 неделе она снизилась до 6,8% в денежном выражении.
Продажи ключевых категорий продолжают замедляться
В период ажиотажа в 9-11 недель 2022 года динамика онлайн-продаж за наличные показывала высокие темпы роста, но уже в 12-14 недель существенно замедлилась после снижения спроса.
Уровень замедления в динамике наиболее заметен в топ-5 категорий FMCG по объему продаж: спрос на корма для домашних животных (как для кошек, так и для собак) замедлился более чем в 3 раза, продажи кофе – в 4 раза, продажи некоторых детские категории (заменители грудного молока и подгузники) приблизились к нулю после периода ажиотажа.
Динамика топ-10 категорий по продажам за наличные в онлайн-сегменте, по данным Нильсен IQ
|
Динамика продаж за наличный расчет за 9-11 недель 2022 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее
|
Динамика продаж за наличный расчет за 12-14 недель 2022 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее
|
Общий
|
158%
|
60%
|
Подгузники
|
97%
|
5%
|
Кошачья еда
|
251%
|
69%
|
Заменитель грудного молока
|
82%
|
5%
|
Кофе (молотый и зерновой)
|
306%
|
68%
|
Собачья еда
|
247%
|
76%
|
Стиральные порошки
|
457%
|
128%
|
Средства для посудомоечных машин
|
487%
|
141%
|
Минеральная вода
|
105%
|
71%
|
твердый сыр
|
84%
|
79%
|
Шампуни
|
228%
|
94%
|
Источник: аудит онлайн-ритейла NielsenIQ.
Специальная подборка для Вас