Статьи

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

С 2021 года суперзвезда поп-музыки Тейлор Свифт, отказавшаяся от сотрудничества со своей предыдущей звукозаписывающей компанией, перезаписывает и выпускает весь свой бэк-каталог альбомов, пытаясь получить больший контроль над своим искусством.

Тот факт, что ей приходится пройти через такой кропотливый и дорогостоящий процесс только для того, чтобы восстановить то, что большинство людей считает по праву принадлежащим ей, подчеркивает, насколько сложным поприщем для молодых артистов может быть музыкальная индустрия. Она имеет заслуженную репутацию места, где музыканты-энтузиасты часто неосознанно заключают невыгодные или эксплуататорские контракты на запись.

«Я бы сказал, что, возможно, 10% музыкантов хорошо понимают, 1% музыкантов очень хорошо понимают, а 0,1% музыкантов отлично понимают юридическую и финансовую структуру музыкальной индустрии», — говорит Джастин Блау.

Джастин Блау, также известный как 3lau, — популярный диджей и основатель Royal, одной из немногих компаний, работающих над преодолением разрыва между блокчейном и традиционной музыкальной индустрией.

Web3 или блокчейн часто раскручивают как «землю обетованную» для музыкантов, где музыкальная индустрия будет демократизирована и децентрализована, а музыканты получат больший кусок пирога, напрямую связываясь с фанатами через NFT.

Одним из растущих вариантов использования «музыкальных NFT» является токенизация гонораров за песни, что позволяет фанатам получать процент от дохода, полученного от музыки их любимых исполнителей.



Но закон об авторском праве на музыку и сбор роялти очень сложны и вне сети. Итак, что именно получают от внедрения блокчейна получают авторы и фанаты?

Сложная отправная точка

Начнем с самых основ: с каждым музыкальным произведением связаны два авторских права: одно представляет саму запись, а другое — лежащую в ее основе композицию — написанный текст и музыку.

Любой трек может иметь несколько правообладателей в зависимости от того, сколько людей и компаний участвуют в написании и выпуске песни. Музыканты, выпускающие музыку на звукозаписывающих студиях, часто должны передать лейблу основные права на запись.

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 1. Как авторские права на песню генерируют несколько потоков роялти.

Каждое авторское право также генерирует свои собственные связанные лицензионные платежи в зависимости от того, звучала ли песня по радио, слушалась ли она на Spotify, была ли показана в фильме и т. д. Кроме того, за сбор каждого типа лицензионных платежей отвечают разные организации.

При всем этом легко понять, почему средний артист может не полностью понимать деловую сторону музыкальной индустрии при заключении контракта на запись, который приносит пользу их лейблу больше, чем им самим.

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 2. Тейлор Свифт отмечает свой 33-й день рождения в студии.

«Очень немногие люди действительно начинают понимать музыкальный бизнес и то, как он работает, не говоря уже о его юридической части, — говорит Рената Ловенбраун, адвокат и генеральный директор Infanity — платформы Web3 для независимых музыкальных исполнителей и их сообществ. Чем больше вы информированы как записывающийся артист или как автор песен, тем лучше это для вас».

Размещение роялти на блокчейне

Над токенизацией традиционных музыкальных потоков роялти работают три основные компании — Blau’s Royal, Anotherblock и Bolero — и все они следуют одной и той же основной идее.

Правообладатели песни отказываются от определенного процента своих лицензионных отчислений, и эти лицензионные права дробятся как NFT. Держатели токенов получают регулярные выплаты на свои криптокошельки в долларах США пропорционально своей доле прав. Если они хотят продать свои NFT, они могут сделать это на веб-сайте компании или на вторичных рынках, таких как OpenSea.

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 3. Джастин Блау перед огромной толпой на карнавале Electric Daisy.

Основное внимание Royal уделяет стримингу, и платформа уже работала с несколькими известными музыкантами, включая Nas и The Chainsmokers. Блау говорит журналу, что потоковое вещание — это то, «откуда поступает большая часть дохода», и что, поскольку фанаты могут напрямую влиять на то, как часто транслируется песня, «имеет смысл дать фанатам право собственности на то, успех чего зависит и от них».

NFT Royal находятся на Polygon и могут храниться либо в кастодиальном кошельке, которым управляет Royal, либо самостоятельно с использованием кошелька, такого как MetaMask.

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 4. Владение продуктом «Rare» от Nas также дает доступ к секретному меню куриного блюда Sweet Chick.

Другой блок, который работал с такими музыкантами, как The Weeknd и R3hab, также фокусируется на лицензионных платежах за стриминг и использует Ethereum. Инвесторы могут покупать NFT за ETH, используя кошелек с самостоятельным хранением или через сторонний сервис бумажных кошельков.

На всех трех платформах первоначальные правообладатели сохраняют право собственности на сами авторские права — все, что они отдают, — это часть гонорара. Генеральный директор Anotherblock Филип Стрёмстен говорит:

«Мы считаем, что создатели — это те, кто сделал трек, и они должны иметь возможность решать, где находится их музыка и как ее слушают».

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 5. Рэпер Снуп Догг купил свой старый лейбл. 

Bolero недавно присоединилась к бизнесу по размещению роялти на блокчейне, запустив в феврале «Song Shares» на базе Polygon. Компания уже работала с такими музыкантами, как Агория и Йеми Аладе.

В то время как Royal и Anotherblock дробят только один из потоков роялти, генерируемых мастер-записью песни, Bolero фокусируется на самой мастер-записи и лежащей в ее основе интеллектуальной собственности.

В результате держатели NFT имеют право на процент от лицензионных отчислений, полученных в результате многократного использования мастер-записи, включая физические продажи, продажи в цифровом формате и синхронное размещение (когда песня используется в фильме, телешоу и т. д.) в дополнение к потоковому.

«Это то, что мы пытаемся решить здесь, — говорит Уильям Бейли, соучредитель и генеральный директор Bolero. Мы берем IP, дробим их, и благодаря этому можем предложить несколько источников дохода».

Авторы в центре внимания

Многие строители в музыкальном пространстве Web3 мотивированы собственным негативным опытом в бизнесе.

Блау, который продолжает гастролировать и выпускать музыку, говорит, что хочет помочь музыкантам лучше понять индустрию, узнать истинную ценность своей музыки и, в конечном итоге, сохранить больше прав собственности.

«Все слышали поговорку «артистам не платят за музыку», — говорит он. — В большинстве случаев это правда. Но утверждение «музыка не приносит денег» неверно».

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 6. Джастин Блау в студии с другим ди-джеем Стивом Аоки.

Стремстен из Anotherblock также является музыкантом, и его негативный опыт подписания контракта на запись в 18 лет позже вдохновил его на то, чтобы стать соучредителем компании, чтобы артисты могли продавать свои каталоги напрямую фанатам, а не раздавать их звукозаписывающим лейблам практически бесплатно.

«Мы хотим эмоционально и финансово связать потребителей музыки с ее создателями, — заявляет он. Если вы действительно чем-то владеете, то вы, вероятно, готовы платить больше, и вы, вероятно, готовы больше поддерживать этого создателя».

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 7.

По традиционному контракту на запись лейбл действует как банк, выдавая артистам денежные авансы и предоставляя деньги для записи их альбомов. При этом существует большая загвоздка: лейбл хочет вернуть эти деньги, и артист технически в долгу, пока лейбл не окупит свои вложения.

Для Бейли из Bolero продажа части своего музыкального каталога напрямую фанатам — это способ получить деньги вперед, но не быть в долгу перед звукозаписывающей компанией. Он заявил:

«Вместо того, чтобы брать аванс, который будет очень трудно вернуть, […] может быть, вы можете просто поделиться или продать его небольшую часть. Благодаря Web3 я могу получить доступ к ликвидному рынку для торговли своей ИС, не теряя творческого контроля».

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 8. Агория отдал коллекционерам 100% гонорара за свой сингл «Agorians».

И когда коллекционеры решают продать свои токены на вторичных рынках, художники могут продолжать получать прибыль от каждой продажи. Таким образом, в то время как артисты отказываются от части своих будущих гонораров за музыкальную индустрию, они получают доступ к другому набору гонораров за блокчейн, получаемых от вторичных продаж их NFT — при условии, что трейдеры продают их на рынках с этой включенной функцией.

Что это значит для фанатов?

Что фанаты получают от музыкантов, которые токенизируют свои гонорары? Самый очевидный ответ заключается в том, что они могут напрямую поддерживать своих любимых артистов и получать «долю в игре». Чем лучше исполняется песня, тем больше денег фанаты могут заработать.

Покупка музыкальных каталогов исторически была ограничена несколькими избранными крупными институциональными фондами и звукозаписывающими лейблами с глубокими карманами. Но благодаря дроблению «среднестатистический Джо действительно может получить доступ к музыкальным правам», — утверждает Стрёмстен.

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 9. Предполагаемый годовой доход от песни Offset и Metro Boomin 2017 года «Ric Flair Drip».

Музыкальные каталоги крупных исполнителей обычно считаются стабильными активами с надежной прибылью для инвесторов. Стрёмстен сообщает, что недавние выплаты роялти Anotherblock принесли «примерно 9% годовой дивидендной доходности, что намного лучше, чем на фондовом рынке, особенно сейчас».

«Вы покупаете каталог, и, если экономика правильная, в будущем вы будете получать гонорары», — добавляет Ловенбраун из Infanity. Она также указывает на коллекционный характер самих NFT — у фанатов есть сувенир на основе блокчейна, доказывающий, что они давние сторонники артиста.

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 10. Агория позирует с известным коллекционером NFT Gmoney.

«Подумайте о возможности похвастаться: Эй, я был более ранним сторонником. Я был с этим человеком раньше всех, до того, как он прославился». И вы действительно можете доказать это сейчас».

Этот аспект также был принят такими платформами, как Sound, которая недавно привлекла 20 миллионов долларов в раунде финансирования серии A, в котором участвовал рэпер и знаток криптовалюты Снуп Догг. Такие проекты, как Sound и Infanity, позволяют артистам чеканить музыкальные NFT ограниченного тиража, привязанные к новым музыкальным релизам, что позволяет фанатам напрямую поддерживать их в обмен на привилегии, такие как эксклюзивные встречи, а также приветствия и билеты на VIP-концерт.

Акции Bolero Song включают пункт, согласно которому артисты могут выкупить интеллектуальную собственность, которую они передали коллекционерам, по текущей цене на вторичном рынке. Если токены выросли в цене, фанаты получают прибыль.

Для Бэйли это гарантирует, что фанаты получат надлежащую компенсацию в случае, если артист добьется большего успеха и захочет заключить другие выгодные сделки.

«Поклонники и инвесторы, которые на самом деле приобретают эти части каталогов, не теряются в процессе».

Блокчейн, познакомься с реальным миром

Несмотря на все обещания Web3, традиционная музыкальная индустрия остается вне сети. Как говорит Блау из Royal, «невозможно ожидать, что мир просто щелкнет выключателем и переместит все в блокчейн». Фактически это означает, что существует лишь частичная децентрализация, когда эти платформы действуют как доверенные посредники, собирая доход из централизованных источников вне сети, прежде чем перемещать его в сеть.

Эта ирония не ускользнула от внимания Стрёмстена, который говорит:

«Я бы сказал, что это, вероятно, самая большая проблема. Если для начала вы хотите иметь децентрализованную музыкальную индустрию, то любой, кто слушает музыку, должен делать это в сети, верно? Таким образом, роялти должны начинаться в сети, чтобы процесс был полностью не требующим доверия и таким образом полностью децентрализованным. И, на мой взгляд, маловероятно, что это произойдет в краткосрочной перспективе».

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 11. Рэпер Мимс токенизировал часть своих гонораров за свой сингл № 1 2006 года «Вот почему я горячий». 

Кроме того, существует нормативная и юридическая неопределенность в отношении криптовалют и NFT, особенно в Соединенных Штатах, которые являются крупнейшим рынком для записанной музыки и домом для крупнейших звукозаписывающих компаний «большой тройки» — Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group (юридически штаб-квартира UMG находится в Нидерландах, но оперативная штаб-квартира находится в Калифорнии). Например, вопрос о том, можно ли считать NFT ценными бумагами в США, по-прежнему висит в воздухе.

«Закон в целом всегда отстает от новых технологий, так как они просто развиваются намного быстрее, — утверждает адвокат Ловенбраун. Со временем суды будут постепенно привыкать к этой новой технологии и придумывать способы разработки закона или, скорее, использовать существующие принципы, чтобы выяснить, что же они значат в Web3. Я полностью уверен в этом».

Она добавляет, что, хотя привязка роялти к NFT является захватывающей идеей, нужно действовать осторожно.

«Для любого, кто работает в этом сейчас, это просто означает, что вы должны сделать несколько наилучших логических предположений, основанных на том, где сейчас находится существующий закон, и о том, куда он должен двигаться, — говорит она. — Это по-прежнему немного сомнительно в зависимости от того, как вы это предлагаете».

Будущее за блокчейном — потенциально

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 12.

До Земли Обетованной еще может быть какой-то путь — туда нелегко добраться. Это потребует хранения прав на музыку в сети и выплаты роялти в сети, что технологически возможно, но не кажется непосредственным приоритетом для кого-либо в традиционной отрасли.

Многие игроки традиционной музыкальной индустрии мало заинтересованы в том, чтобы встряхнуть существующую модель, так как ее сложная и запутанная природа в конечном итоге приносит пользу им и их способности зарабатывать деньги за счет артистов. Как говорит Бэйли:

«Они зарабатывают себе на хлеб именно потому, что это сложно, понимаете?»

Токенизация гонораров может помочь следующей Тейлор Свифт

Рисунок 13. Рэпер-изгой Big Boi разделил часть своей песни 2017 года «Kill Jill». 

При этом истинно верующие по-прежнему думают, что мы справимся. Юнгберг считает, что «через пару лет вполне вероятно, по крайней мере, на мой взгляд, что Spotify будет выплачивать гонорары непосредственно в сети и автоматически распределять их между всеми вовлеченными сторонами, поскольку таков гораздо более эффективный способ делать это».

По словам Блау, это просто вопрос терпения:

«Люди пока этого не понимают. Любая зарождающаяся технология просто требует времени, чтобы стать привычной».


Подборка статей по криптовалютам и технологии блокчейн. Подпишитесь на нас в социальных сетях.

Информация для Вас была полезна?
0
0
0
0
0
0
0

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»