Статьи

Зачем покупать онлайн-курсы

Ниша онлайн-образования или EdTech — одна из самых быстрорастущих областей экономики. И рост одинаково быстрый в мире вообще и в России в частности. В чем секрет? Спрос рождает предложение — все мы знаем эту непреложную истину. Но откуда берется этот спрос? Это интереснее, но обо всем по порядку.

О числах

Рынок образования занимает приличную часть мирового ВВП, по оценкам экспертов — более $6 трлн. Доля российского рынка составляет 270 млрд рублей, именно столько россияне потратили на онлайн-образование в 2022 году.

И хотя эксперты прогнозировали падение рынка на 40% в 2022 году, по данным Smart Ranking, он показал рост на 17%.

То есть, несмотря на все экономические и политические потрясения, люди покупают онлайн-курсы. В то же время они очень разные.

О курсах

По данным того же агентства Smart Ranking, наиболее популярным направлением онлайн-образования является дополнительное профессиональное образование. Примерно треть всех онлайн-курсов, которые покупают россияне, посвящены этой теме. На втором месте — детское образование, на третьем — традиционные языковые курсы. Здесь Россия идет в ногу с мировыми тенденциями. По мнению экспертов, наибольшую долю на мировом рынке занимает образование для взрослых (46%), чуть меньшую долю — для детей (36%), а на последнем месте — обучение иностранным языкам (18%).

Начнем с конца — именно языковые курсы появились в онлайн-пространстве одними из первых. Здесь все более-менее очевидно. Их популярность и востребованность – это уже сложившаяся тенденция.



Детское образование – тоже вполне очевидный сегмент. На детях не принято экономить, они более адаптивны к новым форматам, и, как правило, их интересы более оцифрованы (прим. под влиянием цифровых технологий).

А вот дополнительное профессиональное образование – гораздо более интересная тема. Это и получение новых профессий, в том числе востребованных на рынке, и повышение квалификации, и получение знаний в смежных областях. Но почему онлайн, а не традиционное университетское образование? Что это — мода на онлайн-курсы или острая необходимость?

Кто что покупает?

В Web School Academy мы постоянно изучаем поведение наших учеников. А с ростом популярности онлайн-образования мы замечаем более осознанный подход к выбору курсов и их специфики.

Каждый второй наш студент изучает отзывы перед покупкой курса. В среднем 2% наших студентов приходят в академию по рекомендации друзей и знакомых.

Если год назад подавляющее большинство наших студентов, придя в академию, впервые столкнулись с таким форматом обучения, как онлайн-образование, то сейчас около 30% имеют четкое представление об онлайн-курсах.

Люди хотят учиться, видят в этом пользу, независимо от возраста, пола, уровня дохода и места жительства.

Большинство наших студентов – женщины. Из 16 000 студентов в 2022 году 90% составляют представительницы прекрасного пола.

Если мы говорим о женщинах, то они чаще всего выбирают курсы по современным специальностям, таким как копирайтинг, SMM, маркетплейсы, эзотерика.

Для мужчин более востребованы IT-специальности, включая веб-дизайн и контекстную рекламу. Женщины в меньшей степени отдают предпочтение этому направлению.

А вот с возрастом учеников история очень интересная. Отметим, что возрастной диапазон учащихся за последний год расширился. Если в 2021 году средний возраст учащихся составлял 25-35 лет, то сейчас он расширился до 45, а по некоторым направлениям до 60 лет. Сейчас у нас 5% студентов в возрасте от 50 до 60 лет.

Отмечается закономерность между возрастом основного преподавателя курса и его учеников. Чем старше учитель, тем старше аудитория. Поэтому даже в одном направлении возрастной диапазон учащихся может сильно различаться. В нашей академии не редкий случай, когда из 30 слушателей одного потока контекстной рекламы больше половины слушателей в возрасте 45-55 лет, — говорит Наталья Пестова, руководитель отдела развития академии Web School.

Нет четкого разделения, к кому идти учиться — к учителям-мужчинам или к учителям-женщинам. Все зависит от направления, возраста и особенностей течения.

На моем курсе примерно половина студентов — женщины, а половина — мужчины. Есть существенная разница в их мотивации. Если мои студенты хотят получить специальность и работать по найму, то у мужчин есть четкий запрос на создание собственного бизнеса на маркетплейсах, — говорит Антон Алхутов, преподаватель академии Web School.

Так почему же люди покупают курсы?

На это есть несколько причин. И все они лежат на поверхности, все они обоснованы современными реалиями. Вы наверняка слышали, что наиболее востребованы IT-специальности. Это верно, но это не единственное основное направление.

Дизайн и креативность также очень популярная тенденция. Также есть профессии, которые появляются благодаря росту того или иного сегмента рынка. Это SMM-специалисты всех мастей: таргетологи, создатели стратегий продвижения и контента, помощники блогеров и специалисты по коротким видео.

Или, например, эксперты по маркетплейсам. У них тоже есть свои узкие специальности, они очень похожи на направление SMM: продвижение, визуальная составляющая, стратегия, работа с отзывами. Специалисты по маркетплейсам — это новые SMM.

Одним из необычных направлений является эзотерика. Да, в этой сфере тоже обучают профессиям, и по популярности это направление может даже конкурировать с IT. Россияне хотят стать нумерологами, астрологами, тарологами и так далее. И не только потому, что им нравятся эти направления, хотя это тоже так, но и потому, что такие специалисты зарабатывают. Доход в нише сопоставим со средним доходом среднестатистического россиянина.

Кстати, это большое заблуждение, что онлайн-образование — это профессия только для удаленных работников. В Интернете можно найти курсы для специалистов по ремонту стиральных машин, холодильников или телефонов. Отдельный рассказ о курсах, рассказывающих, как стать специалистом по мелкому ремонту, так называемая услуга «муж на час».

Вы, наверное, уже поняли, к чему я клоню. Онлайн-образование может дать то, чего не может дать фундаментальное образование. Это не хорошо и не плохо — это просто реалии современной жизни. Дополнительные возможности — вот причина востребованности данного формата обучения.

Об актуальности

Согласно отчету консалтинговой компании Frost & Sallivan, на начало 2022 года более 30 млн специалистов в России нуждались в профессиональной переподготовке или повышении квалификации. А традиционная система образования, к сожалению, не всегда может соответствовать современным требованиям рынка труда.

Из-за особенностей бюрократической системы часто бывает так, что к моменту утверждения образовательной программы она уже устаревает. Ведь он не изменится кардинально на протяжении всех 3-4 лет обучения. А 3-4 года для современной жизни это целая пропасть. Все меняется слишком быстро. Кризисы и политические конфликты, глобальные события, такие как пандемия, рост определенных сегментов рынка, таких как электронная коммерция, — все это данность. Быстро реагировать на такие изменения могут только крупные современные российские образовательные учреждения. А в России их единицы. И это касается не только каких-то ультрасовременных профессий, речь идет и о вполне традиционных.

Вряд ли в каком-то провинциальном вузе или колледже студентов педагогических специальностей обучают особенностям онлайн-уроков. А это достаточно востребованные знания, учитывая нынешние реалии, пандемию мы еще не забыли.

Или другой пример – подготовка к интервью.

Отдельный блок в курсах — работа с потенциальными клиентами. Она находится на уровне самопрезентации и делового общения. Как написать резюме, пройти собеседование и даже просто пообщаться. Я вижу, что вне зависимости от возраста наши студенты не обладают этими знаниями. Можно предположить, что пожилые люди не получили таких навыков, но и у молодежи их нет. И получается, как бы ты ни был хорош. Если вы не можете произвести впечатление на собеседовании или переговорах, вы не получите работу. В очень редких вузах на это обращают внимание, — говорит руководитель продуктового отдела Полина Онохова (отдел разрабатывает и поддерживает обучающие курсы Web School).

Онлайн-университеты не ограничиваются государственными образовательными программами. Они мобильны и могут быстро реагировать на запросы рынка. Фундаментальное университетское образование не может этим похвастаться.

А сколько народных и современных профессий появилось, а их просто не учат. Пока не появятся такие программы, профессии могут просто исчезнуть. Мы все помним бум SMM, а теперь бум электронной коммерции. Таких специальностей в государственных учебных заведениях нет. И спрос на таких специалистов есть.

О деньгах и скорости

Востребованность онлайн-курсов также определяет возможность быстрой конвертации знаний в деньги. Уровень заработка здесь гораздо выше. И речь идет не только о смене профессии, но и о повышении квалификации и получении дополнительных знаний к базовым.

Практически все такие курсы направлены на параллельное получение теоретических и практических знаний, то есть на формирование портфолио. Вот и получается, что по окончанию онлайн-курса у тебя есть и знания, и опыт, и ты уже не новичок, а достаточно сильный специалист.

В середине обучения нам сказали, что пора практиковаться и не просто на каком-то тестовом проекте, а у реального работодателя. То есть нужно было не отрабатывать свои знания, а оказывать свою услугу и получать за это деньги — я запутался. Я думал, что это шутка, я еще так мало обо всем знаю, как я буду это делать? Практически заставили меня силой», — рассказывает Анжелика Смирнова, студентка Web School Academy. – И сейчас, когда я закончила курс, я так благодарна, что меня убедили, и я все-таки начала работать над курсом. Потому что я прошел все самые сложные первые шаги при работе с реальным заказчиком вместе с кураторами. У меня есть опыт, мне теперь есть что рассказать и показать.

В традиционном образовании после окончания вуза у тебя есть диплом и теория, ты, возможно, подрабатывал по специальности, но получить хороший практический опыт на очном обучении практически невозможно.

О мотивации и самопознании

По данным опроса службы поиска работы hh.ru, 85% россиян хотя бы раз за последние полгода задумывались о смене профессии.

Хотел освоить новую специальность, потому что в профессии у меня выгорание. Мне не нравится моя работа, условия, доход», — говорит студентка Веб-школы Айгуль Галеева.

Система профориентации в школах и сейчас не работает в полной мере. А уж 10-15 лет назад, когда самые активные покупатели онлайн-курсов заканчивали школу, и подавно. Поэтому россияне выбирали учебное заведение и будущую специальность по принципам: «за компанию», «по совету родителей» и «куда возьмут».

Кроме того, с глобальной тенденцией к принятию себя, своих желаний и осознания люди все чаще задумываются об изменении своей деятельности.

Мне нужна была удаленная работа. Так как живу за городом и нет возможности выехать в офис. Плюс я искала что-то, что отзывалось бы духовно, — рассказывает Юлия Петухова, студентка Web School Academy.

Поступить в вуз или техникум в 30-40 лет для российских реалий немыслимо. Кроме того, потратить 2-4 года на новую профессию — непозволительная роскошь. Вот и получается, что единственный выход – онлайн-образование. Это быстро, коммерчески выгодно и может совмещаться с работой.

Подведение итогов

Многие реалии нашей жизни переместились в онлайн, и образование не исключение. Всегда были люди, которые хотели сменить профессию или получить дополнительные навыки. То есть был запрос на такие услуги. Просто раньше это было сложнее и трудоемче.

Запрос остался, а получение услуги стало элементарным. Добавьте к этому стремительный темп жизни, где время ценится больше, чем деньги. И получается, что онлайн-образование — это всего лишь решение проблемы большого количества людей.

Почему люди покупают онлайн-курсы? Все старо как мир. Потому что знания дают им возможности, которые они могут конвертировать в деньги и самореализацию.


Подборка статей о продвижении сайта в интернет. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Маркетинг. Анализ рынка. Полезные секреты проведения рекламных кампаний. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.

Информация для Вас была полезна?
0
0
0
0
0
0
0

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»