CLV, LTV, CLTV в маркетинге – это аббревиатуры-синонимы, которые в переводе на русский язык означают «ценность жизни клиента». Через расчет CLV компания видит, сколько денег она получает от одного покупателя за период сотрудничества с ним.
Мы понимаем, как CLV влияет на прибыльность бизнеса и как можно увеличить этот показатель.
Что такое КЛВ?
Метрика CLV показывает долгосрочную прибыль от покупателя за весь его жизненный цикл в компании. Вот как это выглядит схематически:
Так можно представить себе путь клиента от знакомства с брендом до последней покупки и завершения взаимодействия.
Чтобы продлить срок сотрудничества и получить финансовую выгоду от конкретного клиента, бизнес должен работать на удержание покупателя, повышение уровня его доверия к компании. CLV в этой цепочке напрямую влияет на рост доходов:
Клиент доверяет бренду → Магазины → CLV растет → Прибыль увеличивается |
Формула расчета CLV
Приведем формулу расчета CLV с тремя входами:
Пример. За два месяца абонементы в фитнес-зал купили 150 человек. Из них 45 клиентов продолжили обучение. Сумма среднего чека от одного покупателя составляет 5 000 ₽. CLV = 5 000 * 45/150 * 2 = 3 000 ₽.
Коэффициент CLV можно рассчитать по крайней мере по четырем формулам. Чем больше источников используется, тем точнее и надежнее будет результат. Упростить расчет помогут специальные бизнес-калькуляторы: Advego, UNISENDER.
Почему бизнес должен рассмотреть CLV?
Расчет CLV позволяет понять, конкурентоспособна ли компания и ее продукция. С помощью метрик вы можете:
- рассчитать рентабельность инвестиций, направленных на привлечение и удержание клиента;
- определить, какие клиенты для бизнеса являются лояльными;
- анализировать рекламный бюджет и инвестировать в тот канал, который приносит больше конверсий, заказов, клиентов.
Пример 1. Андрей и Михаил тренируются в одном фитнес-центре. Андрей купил годовую подписку за 49 990 ₽, а Михаил ежемесячно платит 5 000 ₽. Несмотря на низкий средний чек Михаила, его прибыль за год выше, поэтому для фитнес-зала он будет более ценным клиентом, чем Андрей. При условии, что он продолжает посещать тренировки в течение всего года.
Пример 2. Фитнес-центр привлекает клиентов через ВКонтакте. Подписчики видят таргетированную рекламу, некоторые переходят на сайт и записываются на первое занятие с тренером по продвижению. Стоимость привлечения 1000 ₽ на человека, а его CLV из расчетов выше 3000 ₽. Получается, что доход фитнес-центра в три раза превышает затраты на привлечение одного клиента. Это означает, что канал продвижения работает эффективно, затраты на рекламу окупаются.
Задача предпринимателя — не допустить ситуации, при которой стоимость привлечения одного покупателя будет выше, чем его CLV. Это приведет к убыткам, а в некоторых случаях поставит бизнес под угрозу закрытия. Поэтому крайне важно следить за этим показателем.
Четыре способа увеличить CLV
Есть несколько трюков. Поговорим о четырех:
- увеличить средний чек;
- увеличить количество повторных покупок;
- допродажи и кросс-продажи;
- переход на подписную бизнес-модель.
Увеличить средний чек. Это напрямую повлияет на рост CLV. Добиться увеличения среднего чека можно множеством способов: внедрить программу лояльности с выгодными предложениями и закрытыми распродажами, давать бонусы за крупные покупки, использовать технологию кросс-продаж. Последнее означает ситуацию, при которой покупатель потенциально готов совершить вторую покупку, пока не оплатил первую.
Увеличить количество повторных продаж. Чтобы клиенты возвращались, поддерживайте с ними регулярную связь. В этом помогут email-рассылки, push-уведомления, контент в социальных сетях и блогах. 2-3 раза в неделю рассказывайте через посты и письма о скидках, ограниченных по времени, презентуйте новинки, делитесь промокодами и любой полезной для покупателя информацией — постоянно напоминайте о себе.
Допродажи и кросс-продажи. За счет апселлинга компания предлагает клиенту выбрать улучшенную версию продукта, а за счет кросс-селлинга дополняет основную покупку другими сопутствующими товарами. В обоих случаях прибыль на одного клиента увеличивается.
Пример допродажи фитнес-зала: «PRO-членство» вместо «Стандартного членства» с дополнительными тренировками, бассейном и сауной.
Пример перекрестной продажи для тренажерного зала: покупка бутылки протеиновых коктейлей и фирменного полотенца вместе с покупкой абонемента.
Переход на подписную бизнес-модель. Еще один способ повысить CLV. Модель подписки позволяет получить стабильный приток прибыли и постоянных клиентов, которые платят больше и дольше сотрудничают с компанией.
Бизнес-модель подписки подходит не всем. Будет сложно реализовать подписку на продажу одноразовых товаров и услуг, редких и уникальных товаров и т. д. Поэтому сначала изучите рынок и проанализируйте конкурентов, чтобы понять, есть ли спрос на такую модель в выбранной сфере бизнеса, определить стоимость подписки. После этого реализуйте.
Заключение
Чем выше CLV, тем больше зарабатывает бизнес. Рекомендуем предпринимателям не игнорировать расчет этого показателя, чтобы знать ценность своих клиентов, выраженную в деньгах, и тратить бюджет на прибыльные каналы продаж.
Подборка статей о продвижении сайта в интернет. Обучение востребованным профессиям в сфере IT. Маркетинг. Анализ рынка. Полезные секреты проведения рекламных кампаний. Подпишитесь на нас в социальных сетях, что бы не пропустить важное.
Специальная подборка для Вас